Блог о плёночной фотографии

Вы думаете Polaroid умер? Он живее всех живых!

Polaroid, как формат, известен молодежи меньше, чем 35 мм плёнка. Но именно эта технология имеет наибольший потенциал на рынке физической фотографии.

Обо мне

Сергей Веснин, плёночный фотограф. Учу фотографировать на фотоплёнку (выбор плёнки, настройки камеры, максимальное качество итогового фото). Инстаграм, Телеграм-канал. Написать мне.


Полароид — это целый пласт всемирной фотографии. Россию он практически не задел (фотоаппараты, вроде, были у многих, но вот культа они не вызвали). 

Полароид умер, да здравствует Полароид!


В 1948 году фирма Polaroid придумала фотоаппараты, которые сразу после съёмки выдают готовый снимок. К 2000 году продукция компании перестала выдерживать конкуренцию с цифровой фотографией. 

Когда компания закрылась в 2008 году, сотрудники завода в городе Энсхеде (Нидерланды), на котором производилась пленка, собрались на прощальном вечере. За год до этого завод выпустил 30 миллионов кассет для Polaroid. Прощальная вечеринка неожиданно дала старт новому проекту – The Impossible Project – после того, как один из гостей австрийский предприниматель Флориан Капс (Florian Kaps) задал вслух волновавший всех собравшихся вопрос «Что сделать, чтобы спасти моментальную фотографию?». Так, Капс выкупил у Polaroid завод и нужное оборудование и запустил новое производство, назвав проект, процитировав Лэнда, который когда-то сказал «Беритесь за дело только если знаете, что оно имеет особую значимость и почти невыполнимо»***. Десять бывших сотрудников Polaroid, проработавших в компании долгие годы, остались на заводе, чтобы заново освоить сложные технологии и обучить следующие поколения работе с ними. Потребовалось несколько лет, чтобы наладить производство, и вот уже в 2014 году The Impossible Project, в котором сейчас работает 120 сотрудников, продал миллион кассет для Polaroid.


Однако вопрос «Зачем нужно возвращать из мертвых давно забытое?» остается открытым. Стив Хэршен дает свой ответ: «Это имеет спрос. Причем исходит он не от людей вроде меня, которые ностальгируют по прошлому, а от нынешних поколений 18-30 летних. Им попросту нравится моментальное фото. Нравится наблюдать, как оно проявляется. В этом есть магия. Они не ищут замену цифровому фото, но Polaroid по-прежнему привлекает людей». Нынешний исполнительный директор The Impossible Project Оскар Смолоковски (Oskar Smolokowski) (Капс покинул проект в 2013 году) также высказывает свою точку зрения: «Цифровая фотография – жертва собственного успеха, ее стало слишком много. Получается так, что, чем больше ты снимаешь на телефон или камеру, тем меньше значит результат – фото. Потому-то снимок, который ты держишь в руках, в конечном счете обретает большее значение и становится тем, к чему возвращаешься». Хэршен добавляет: «Есть интрига в ожидании, когда появится изображение. У вас в руках – настоящий снимок, подобного которому не будет никогда».


Питер Саусвик (Peter Southwick), руководитель программы фотожурналистики Бостонского Университета высказывает еще один аргумент: «Триллион снимков в год делают люди по всему миру. Люди не расстаются со своими телефонами. Но имеют ли эти снимки хоть какую-нибудь значимость? Обычно все заканчивается тем, что их выкладывают на Facebook, после чего они бесследно исчезают в бесконечности лент». Саусвик считает, что сама идея The Impossible Project интересна: «Они будто пытаются заполнить эту пустоту, вернув фотографии ценность, заставить людей захотеть возвращаться к ней».


(источник Wonderfoto)


Сейчас продаются новые фотоаппараты Polaroid, кассеты к ним. Производитель поддерживает и Polaroid Originals 600, такой наверняка есть у вас в шкафу:



На такой Полароид можно купить: 

Фотопроекты на Polaroid


На Polaroid выходят захватывающие фотопроекты. Вот один из них:


Насколько актуален сегодня формат Полароида, просто удивительно!

Будущее плёночной фотографии


Я ощущаю, что будущее плёночной фотографии лежит именно в Instant films фотографии. Где торжествует физически существующая фотография в одном единственном варианте. Именно фотоаппараты готового снимка ближе всего к творческому процессу, когда фотограф делает кадр, который нельзя размножить. 

Тренд на такое творчество захватывает мир. Это чувствует команда Polaroid. Это, судя по всему, понимает и Fuji, сворачивая производство своих плёнок и перенаправляя мощности в Instant films. Этот же тренд оправдывает NFT-рынок

Буду рад увидеть ваши результаты в своём Instagram (@filmozaru). Пишите, отмечайте меня, не стесняйтесь! Очень хочу увидеть ваши фотографии на плёнку!
Выбор плёнки
Made on
Tilda