Click to order
Ваш заказ
Total: 
Ваши контакты нужны нам, чтобы связаться с вами. Мы не передаём их третьим лицам.
Имя
Мейл
Телефон
Варианты доставки
Задай вопрос
Консультируем бесплатно и по делу: выбор плёнки, фототехники.
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.
Ожидаем поступление товара, подпишись в телеграм, чтобы узнать первым.
Close
Всё о плёночной фотографии

Чувствительность плёнки (ISO): что означают цифры на упаковке

Статья адресована владельцам плёночных мыльниц и советских фотоаппаратов (Зенит, ФЭД, Зоркий и остальные). Чем отличаются плёночные фотоаппараты, читайте здесь.

Плёночные мыльницы


Если у вас плёночная мыльница или советский фотоаппарат, я рекомендую вам фотографировать на плёнку только на солнце. Не взирая на чувствительность плёнки, которую вы купили.

Сейчас я объясню почему. Для примера берём популярную плёночную мыльницу Samsung Fino 15 SE. Выглядит так:


Характеристики этого фотоаппарата:

  • Снимает на пленку 35 мм. 
  • Объектив: 28 мм (ФР) 
  • Работает на двух пальчиковых (АА) батарейках. 
  • Выдержка: 1/125 сек 
  • Диафрагма: f/6.3 
  • Вспышка. Защита от красных глаз. 
  • Фокусировка от 1,5 м

Этот фотоаппарат ничем не отличается от сотни ему подобных мыльниц. Ни внешним видом, ни характеристиками.

Важные характеристики я выделил. Это диафрагма (светосила объектива) и выдержка. Выдержка у подобных фотоаппаратов обычно одна - 1/125 сек. Это колоссальное ограничение, как и диафрагма f/6.3. Но одна единственная выдержка - это совсем-совсем плохо. Сейчас поймёте почему.

Чтобы проиллюстрировать почему мыльницы подходят только для солнечных сцен, я смоделирую ситуацию ограниченной освещённости. И поэкспериментирую с разными плёнками, пытаясь "снять" эту сцену на Samsung Fino 15 SE.

На самом деле, моя сцена не такая уж и сложная. Для светосильной оптики это не просто посильная, а комфортная сцена с одним естественным источником света (окно) с теневой стороны дома. Идеально для портрета!

Вот смотрите, что показывает приложение "Экспонометр" на Айфоне в данных условиях для мыльницы с диафрагмой f/5.6 (это даже светлее, чем объектив мыльницы), читайте подписи под фото:

Плёнка с чувствительностью 100 единиц потребует от мыльницы с диафрагмой f/5.6 выдержки 1/2 сек.


Плёнка с чувствительностью 200 единиц потребует от мыльницы с диафрагмой f/5.6 выдержки 1/4 сек.

Плёнка с чувствительностью 400 единиц потребует от мыльницы с диафрагмой f/5.6 выдержки 1/8 сек.

Плёнка с чувствительностью 800 единиц потребует от мыльницы с диафрагмой f/5.6 выдержки 1/15 сек.

Получается, что даже самая чувствительная цветная фотоплёнка на 800 единиц (Portra 800, например) не позволит вам снять эту сцену на мыльницу без вспышки. Потому что ваша выдержка - 1/125 сек! Так устроены мыльницы. Вам нужна выдержка 1/15 и это на самой чувствительной плёнке, а у вас она в 8 раз короче. 

Если снять эту сцену на мыльницу с плёнкой ISO 800 без вспышки, то получится недосвет на 3 ступени (вы дадите плёнке в 3 раза меньше света, чем ей нужно для нормального изображения). Это хреново, если вам важно качество. Снимок будет испорчен. И со вспышкой он тоже будет испорчен, проверено...



Вердикт: съёмка в тени на мыльницу противопоказана. А уж ночью и подавно. Какая бы плёнка у вас ни была.

Вы наверняка видели классные ночные фото на плёнку. Как же их сняли? Их снимают на светосильные объективы и на ручных настройках. Посмотрите насколько больше света пропускает мой объектив Carl Zeiss 50 f/1.4 в этой сцене:

Диафрагма f1/1.4 позволит мне использовать выдержку 1/30 сек даже на фотоплёнке с ISO 100!

Я без труда сниму эту сцену на открытой диафрагме даже на плёнку с чувствительностью 100 единиц на комфортной для меня выдержке 1/30 сек! Такую выдержку я легко выставлю на своём Canon EOS 3000. А на Portra 800 в данных условиях освещёности можно снимать динамику (1/250 сек).

Советские фотоаппараты


С мыльницами всё понятно. Как видите, они только для солнца. Но не стоит радоваться, если у вас советский фотоаппарат с ручными установками. Сейчас я объясню, почему советская фототехника - это тоже для солнца, если вы пока не профессионал-репортажник.

Дело в том, что светосильная советская оптика - условно рабочая на открытой диафрагме. Пресловутая дырка на f/2.8 весьма трудна в работе: фокусироваться сложно, глубина резкости мала, а линзы софтят (смягчают изображение). Приемлемый результат на советской оптике получается от F/4.0. А кто-то говорит, что только от f/8.0. Я и сам топлю за то, чтобы зажимать диафрагму при съёмке на плёнку

На таких установках вам доступны аналогичные с мыльницами выдержки. Смотрите картинки выше. С выдержкой в 1/4 сек у вас получится не снимок, а сплошной смаз от шевелёнки. 

Поэтому либо вы снимаете на открытой диафрагме (которая все равно не позволяет снимать комфортно) и миритесь с расфокусом и смазом. Либо снимаете только на солнце. Я рекомендую второе. Заодно и фотографии будут радостными.
Фототехника
Made on
Tilda