Привет! Начать просто — оставь свой номер!
Я Сергей Веснин, а это мой портрет в ноябре на озере Палич, снято на Kodak Portra 800
Блог о плёночной фотографии

Чувствительность плёнки (ISO): что означают цифры на упаковке

Статья адресована владельцам плёночных мыльниц и советских фотоаппаратов (Зенит, ФЭД, Зоркий и остальные). Чем отличаются плёночные фотоаппараты, читайте здесь.

Обо мне
Сергей Веснин, плёночный фотограф. Провожу индивидуальные консультации по плёночной фотографии, на которых учу снимать на плёнку (выбор плёнки, настройки камеры, максимальное качество итогового фото). Инстаграм, Телеграм-канал. Написать мне.

Плёночные мыльницы


Если у вас плёночная мыльница или советский фотоаппарат, я рекомендую вам фотографировать на плёнку только на солнце. Не взирая на чувствительность плёнки, которую вы купили.

Сейчас я объясню почему. Для примера берём популярную плёночную мыльницу Samsung Fino 15 SE. Выглядит так:


Характеристики этого фотоаппарата:

  • Снимает на пленку 35 мм. 
  • Объектив: 28 мм (ФР) 
  • Работает на двух пальчиковых (АА) батарейках. 
  • Выдержка: 1/125 сек 
  • Диафрагма: f/6.3 
  • Вспышка. Защита от красных глаз. 
  • Фокусировка от 1,5 м

Этот фотоаппарат ничем не отличается от сотни ему подобных мыльниц. Ни внешним видом, ни характеристиками.

Важные характеристики я выделил. Это диафрагма (светосила объектива) и выдержка. Выдержка у подобных фотоаппаратов обычно одна - 1/125 сек. Это колоссальное ограничение, как и диафрагма f/6.3. Но одна единственная выдержка - это совсем-совсем плохо. Сейчас поймёте почему.

Чтобы проиллюстрировать почему мыльницы подходят только для солнечных сцен, я смоделирую ситуацию ограниченной освещённости. И поэкспериментирую с разными плёнками, пытаясь "снять" эту сцену на Samsung Fino 15 SE.

На самом деле, моя сцена не такая уж и сложная. Для светосильной оптики это не просто посильная, а комфортная сцена с одним естественным источником света (окно) с теневой стороны дома. Идеально для портрета!

Вот смотрите, что показывает приложение "Экспонометр" на Айфоне в данных условиях для мыльницы с диафрагмой f/5.6 (это даже светлее, чем объектив мыльницы), читайте подписи под фото:

Плёнка с чувствительностью 100 единиц потребует от мыльницы с диафрагмой f/5.6 выдержки 1/2 сек.


Плёнка с чувствительностью 200 единиц потребует от мыльницы с диафрагмой f/5.6 выдержки 1/4 сек.

Плёнка с чувствительностью 400 единиц потребует от мыльницы с диафрагмой f/5.6 выдержки 1/8 сек.

Плёнка с чувствительностью 800 единиц потребует от мыльницы с диафрагмой f/5.6 выдержки 1/15 сек.

Получается, что даже самая чувствительная цветная фотоплёнка на 800 единиц (Portra 800, например) не позволит вам правильно экспонировать эту сцену на мыльницу без вспышки. Потому что ваша выдержка - 1/125 сек! Так устроены мыльницы. Вам нужна выдержка 1/15 и это на самой чувствительной плёнке, а у вас она в 8 раз короче. 

Если снять эту сцену на мыльницу с плёнкой ISO 800 без вспышки, то получится недосвет на 3 ступени (вы дадите плёнке в 3 раза меньше света, чем ей нужно для нормального изображения). Это хреново, если вам важно качество. Снимок будет испорчен. И со вспышкой он тоже будет испорчен, проверено...



Вердикт: съёмка в тени на мыльницу противопоказана. А уж ночью и подавно. Какая бы плёнка у вас ни была.

Вы наверняка видели классные ночные фото на плёнку. Как же их сняли? Их снимают на светосильные объективы и на ручных настройках. Посмотрите насколько больше света пропускает мой объектив Carl Zeiss 50 f/1.4 в этой сцене:

Диафрагма f1/1.4 позволит мне использовать выдержку 1/30 сек даже на фотоплёнке с ISO 100!

Я без труда сниму эту сцену на открытой диафрагме даже на плёнку с чувствительностью 100 единиц на комфортной для меня выдержке 1/30 сек! Такую выдержку я легко выставлю на своём Canon EOS 3000. А на Portra 800 в данных условиях освещёности можно снимать динамику (1/250 сек).

Советские фотоаппараты


С мыльницами всё понятно. Как видите, они только для солнца. Но не стоит радоваться, если у вас советский фотоаппарат с ручными установками. Сейчас я объясню, почему советская фототехника - это тоже для солнца, если вы пока не профессионал-репортажник.

Дело в том, что светосильная советская оптика - условно рабочая на открытой диафрагме. Пресловутая дырка на f/2.8 весьма трудна в работе: фокусироваться сложно, глубина резкости мала, а линзы софтят (смягчают изображение). Приемлемый результат на советской оптике получается от F/4.0. А кто-то говорит, что только от f/8.0. Я и сам топлю за то, чтобы зажимать диафрагму при съёмке на плёнку

На таких установках вам доступны аналогичные с мыльницами выдержки. Смотрите картинки выше. С выдержкой в 1/4 сек у вас получится не снимок, а сплошной смаз от шевелёнки. 

Поэтому либо вы снимаете на открытой диафрагме (которая все равно не позволяет снимать комфортно) и миритесь с расфокусом и смазом. Либо снимаете только на солнце. Я рекомендую второе. Заодно и фотографии будут радостными.

Буду рад увидеть ваши результаты в своём Instagram (@filmozaru). Пишите, отмечайте меня, не стесняйтесь! Очень хочу увидеть ваши фотографии на плёнку!
Фототехника
Made on
Tilda