Click to order
Ваш заказ
Total: 
Ваши контакты нужны нам, чтобы связаться с вами. Мы не передаём их третьим лицам.
Имя
Мейл
Телефон
Варианты доставки
Задай вопрос
Консультируем бесплатно и по делу: выбор плёнки, фототехники.
Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.
Блог о плёночной фотографии

Что такое «правильная» экспозиция?

Экспозиция — ключевое понятие в фотографии. Особенно в плёночной фотографии, где вы не можете увидеть свои изображения, пока не проявите плёнку.

Я Сергей Веснин, плёночный фотограф. У меня покупают фотоплёнку. Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, я регулярно публикую важную информацию про плёнку.

Поговорим про правильную экспозицию: что это означает для окончательного результата и как правильно экспонироваться. Это особенно важно, учитывая, что мы учимся правильно снимать на каждую плёнку и везде смысл заключается именно в правильном выборе экспозиции.

Если вы не понимаете сам термин «экспозиция», то по-простому это количество света, попавшего на плёнку. Свет нужен эмульсии для образования скрытого изображения. Это химический процесс, для которого необходим свет. Света может попасть много, а может мало. Наша задача — дать плёнке нужное количество света и этому мы учимся.

Мы начнем с определения «прозрачных» и «плотных» пленочных негативов.

«Прозрачные» и «плотные» плёночные негативы


Когда негативная плёнка экспонируется, а затем проявляется, области, на которые попадает свет, кажутся тёмными и непрозрачными — именно здесь кристаллы галогенида серебра образуют то, что мы называем зернистостью плёнки.

Светлые или прозрачные области на проявленных пленочных негативах получили меньше света и сохранили меньше кристаллов. Когда света совсем недостаточно для активации кристаллов, эмульсия остается полностью прозрачной — без какой-либо световой информации.

Области проявленной плёнки, получившие много света, выглядят тёмными, заполненными кристаллами («плотными»). В этих местах может быть трудно различить оттенки, но такие участки обычно более полезны, чем те области, где не образуются кристаллы. Вы можете думать о плотных областях как о картинах, нарисованных едва различимыми оттенками чёрной краски на чёрном холсте: может быть трудно сказать, что там, но это определенно лучше, чем полностью пустой холст без изображения вообще.

Как правило, существует больше шансов восстановить переэкспонированные изображения (т. е., «плотные» негативы) при сканировании или печати, чем недоэкспонированные (т. е. «прозрачные» негативы). Обратите внимание, что это правило обратно для слайдов (позитивной пленки).

Замер по теням


Некоторые фотографы советуют новичкам направлять экспонометр на тени. Это скорее всего исключит самые яркие пятна из расчетов экспонометра, давая показания с более длинными выдержками и более широкими диафрагмами. Такой метод гарантирует, что более тёмные области, которые часто страдают от потери деталей, получают больше света, допустив, что яркие (плотные пятна негатива) сохранят достаточно информации.

Однако, по моему опыту, замер теней не гарантирует хороший результат.

Если вы направите точечный измеритель на тёмное пятно в ярко освещенной сцене, ваше изображение, вероятно, будет сильно переэкспонировано с этими установками фотоаппарата.

Как упоминалось выше, «плотные» негативы предпочтительнее, поскольку они могут содержать некоторую информацию, в отличие от «прозрачных». Но у этого метода есть предел, который легко перешагнуть бездумными измерениями света, игнорируя яркие области.

Выборочный замер


Наилучшая экспозиция достигается за счет того, что ключевой объект имеет оптимальное количество света на пленке. В конце концов, это то, кого вы фотографируете, и вам нужно как можно больше визуальной информации на пленке для объекта съёмки.

Маленькое изображение с соотношением сторон 3x2.

Всё, что окружает ваш объект съёмки, должно отойти на второй план, когда вы замеряете свою сцену.

Лучшими инструментами для проведения таких измерений являются точечные измерители, измерители падающего света и ваши собственные глаза.

Точечные измерители измеряют отраженный свет от вашей сцены в узком углу — пятне. Они помогают получать выборочные показания, хотя не всегда встроены в камеру. В этом случае я загрузите приложение для смартфона, например Lumu. Приложения для измерения освещенности могут быть более точными, чем встроенные счетчики.

Однако вы должны помнить, что точечные измерители должны быть нацелены на 18% серого (см. ниже). Это означает, что если вы указываете на что-то белое, ваши показания могут вызвать недоэкспонирование в средних тонах, а если вы указываете на что-то чёрное, ваши показания могут вызвать переэкспонирование. Есть две вещи, которые вы можете сделать в таких ситуациях:
  1. Найти в вашей сцене что-то, что выглядит как средний серый цвет, и вместо этого измерить его;
  2. Оценить, на сколько ступеней ваша точка фокусировки темнее / светлее, чем средний серый, и компенсировать показания вашего экспонометра с этим.

Например, гриб на фотографии выше имеет светло-серый цвет, поэтому фотограф направил на него точечный измеритель и скорректировал показания примерно на +1 ступень, чтобы убедиться, что он остается ярким при моей экспозиции. Первоначальное значение дало выдержку 1/125 с, после компенсации она стала 1/60 с. Чтобы узнать точное количество стопов, которые необходимо компенсировать, требуется немного опыта. Попрактикуйтесь в случайном измерении показаний с помощью приложения экспонометра на вашем телефоне.

Измерители падающего света подходят для сложных измерений освещенности, с ними вам не нужно беспокоиться о компенсации. Вместо этого они измеряют доступный свет в том месте, где вы замеряетесь.

Если бы фотограф использовал его на том же грибе сверху, ему пришлось бы подойти к грибу и держать измеритель падающего света рядом с его шляпой, указывая на источник света. Это не всегда практично, особенно когда вы фотографируете объекты, которые находятся далеко, или пытаетесь произвести быстрое измерение. Измерители падающего света, к тому же, дорогие.

Солнечное правило 16 гарантирует хорошую экспозицию, если объект съёмки находится на ярком солнце, вы устанавливаете диафрагму на 𝒇16, а скорость затвора составляет приблизительно 1/ISO пленки. Например, пленка с ISO 100 при ярком солнце и 16 лучше всего будет экспонироваться с выдержкой 1/125. Конечно, вы можете изменить настройку камеры на 𝒇8 (добавить +2 ступени света) и 1/500 (-2 ступени), чтобы получить ту же экспозицию. Со временем вы научитесь выставлять параметры камеры, просто посмотрев на свою сцену.

18% серого


Каждая сцена с белыми и черными точками имеет множество разбросанных оттенков. Если мы должны отсортировать их и расположить в линию в соответствии с их яркостью, где 100% — это будет белый цвет, а 0% — черный, то отметка 18% будет восприниматься человеческим глазом как «средняя» яркость.

Экспонометр проанализирует вашу сцену и будет использовать отметку 18% в качестве ориентира для установки значений выдержки и диафрагмы вашей камеры так, чтобы средний серый цвет приблизительно соответствовал средней точке динамического диапазона вашей пленки. Например, для пленки с ISO 100 ваш экспонометр может показывать диафрагму 8 и выдержку 1/500 секунды в яркий солнечный день.

Adox CMS 20, снято при ISO 12. Во время съемки эта сцена выглядела почти полностью серой с небольшими различимыми деталями неба и воды.  Чрезвычайно узкий динамический диапазон пленки делал волны и облака очевидными - чего нельзя было достичь с обычной пленкой (даже с регулировкой контраста постфактум).
Adox CMS 20, снято при ISO 12. Во время съемки эта сцена выглядела почти полностью серой с небольшими различимыми деталями неба и воды. Чрезвычайно узкий динамический диапазон пленки делал волны и облака очевидными — чего нельзя было достичь с обычной пленкой (даже с регулировкой контраста постфактум).

Экспозиция пленки — это детализация, а не яркость


Экспозиция — это лишь первый шаг к завершённому фотографическому процессу. В фотолаборатории вы легко можете сделать отпечатки темнее или ярче. Программное обеспечение вашего сканера автоматически настроит яркость вашего изображения.

Свидетельство качества вашей экспозиции будет заметно только на самом негативе и в количестве деталей, которые вы можете извлечь из него. Если вы дали плёнки слишком много света, вы можете заметить изменение цвета и потерю деталей в светлых участках. Слишком мало света приведет к появлению шума и зернистости в тенях, сдвигу цвета и потере деталей в темных точках.

Цель экспозиции заключается в том, чтобы получить максимальное количество деталей в наиболее интересной области вашей сцены.

Яркость окончательного изображения можно поправить при сканировании или печати.

Выбор экспозиции может быть субъективным


Эта статья направлена ​​на получение максимального количества деталей в интересующей области. Следуя этому совету, особенно в сочетании с плёнкой с узкой фотоширотой, можно создавать изображения, которые могут выглядеть очень тёмными или очень яркими. Некоторые области могут терять информацию, но это не всегда означает неправильную экспозицию.
Бывают случаи, когда фотограф не заботится о сохранении всех деталей, стремясь к определенному эффекту. Пока он доволен результатами и результаты  соответствуют его видению, экспозиция правильная.

Если вам показалось сложным то, что здесь написано и вы не знаете какую плёнку купить, прочитайте наше руководство по выбору плёнки.

Буду рад увидеть ваши результаты в своём Instagram (@filmozaru). Пишите, отмечайте меня, не стесняйтесь! Очень хочу увидеть ваши фотографии на плёнку!
Философия плёнки
Made on
Tilda