Блог о плёночной фотографии

Выбираем плёночный фотоаппарат под наши задачи

Какой у вас фотоаппарат? Что он может? В каких условиях можно снимать на ваш фотоаппарат, а в каких лучше этого не делать? 

Я Сергей Веснин, плёночный фотограф. У меня покупают фотоплёнку и сканируют негативы. Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, я регулярно публикую важную информацию про плёнку.

Написанное ниже — моё субъективное мнение. Основанное на моём опыте и на опыте фотографов вокруг. Ваше мнение может не совпадать с моим. Но это не повод изливать яд в комментариях. 

Иерархия плёночных фотоаппаратов:


От самых слабых к самым сильным. 

Плёночные мыльницы


Выглядят так:


БУ продаются на Авито, стоят от 500 рублей за штуку. Не важно, что написано на камере, они все одинаковые.  Выпускаются и по сей день. Мы продаём новые плёночные мыльницы: одноразовые и перезаряжаемые. 

Преимущества:
  • как правило, в рабочем состоянии;
  • условно бесплатные;
  • полностью автоматическая, думать вообще не требуется - навёл и снял.

Минусы:
  • темная оптика;
  • условный автофокус (от 1 метра до ∞), который, на самом деле, совсем не автофокус, а сплошное мыло на фотографиях;
  • нет возможности установить руками хоть что-нибудь: коррекцию экспозиции, экспозицию, диафрагму, выдержку, чувствительность плёнки - один сплошной автомат.

Сносные фотографии получаются на солнце, в яркую погоду. В тени и пасмурную погоду гораздо хуже. Ночью - драматически худо, несмотря на встроенную вспышку. Вспышка только портит фотографии. Узнайте почему на таких фотоаппаратах не важно ISO плёнки.

Примеры фотографий:



Продвинутые компакты


Выглядят так:


Таких фотоаппаратов много. Kanon, Nikon, Fuji, Leica и другие. Все фотографируют +- одинаково.

Плюсы:
  • светосильная оптика гораздо лучшего качества, чем в мыльницах;
  • у некоторых моделей есть мануальные установки, коррекция экспозиции;
  • удобные формат: полноформатная камера в кармане;
  • автофокус. 

Минусы:
  • завышенная цена, которая надута искусственно;
  • лотерея при покупке, может быть порван какой-то шлейф, потечь ЖК-дисплей или не работать кнопка, а ремонт не во всех городах и дорогое удовольствие;
  • оптика отнюдь не топовая, мылит;
  • это любительская фототехника.

Можно фотографировать на солнце и в тени. В сумерках нужно знать предел своей оптики и желательно иметь мануальный режим со штативом. 

Честно говоря, я не понимаю зачем их покупают. Olympus mju II стоит сегодня от 15000 рублей в сносном состоянии. А за проверенные экземпляры просят 50000 и даже больше. За такие деньги можно взять топовую плёночную зеркалку с люксовым объективом. При этом качество фотографии с компактов меня не устраивает.

Примеры фотографий:



Советское


Выглядит вот так: 


Называется:
  • Смена
  • ФЭД
  • Зоркий
  • Зенит
  • Киев
  • Прочее

Название, по сути, не важно. Все советские фотоаппараты +- одинаковые.

Плюсы:
  • недорогие (уже не точно, ибо цены растут);
  • сменная стеклянная светосильная оптика в металлических корпусах с разными фокусными расстояниями;
  • можно крутить выдержку, диафрагму, чувствительность, вводить коррекцию экспозиции, фокусироваться.

Минусы:
  • тяжёлые и громоздкие;
  • экспономентр, как правило, врёт или умер;
  • шторки затвора часто светят, мастеров по ремонту мало;
  • видоискатели - не предел мечтаний (есть исключения);
  • за давностью лет почти все — хлам, требуют чистки (обслуживания), выдержки на механике сильно врут.

С такой техникой уже можно говорить, что вы фотограф. Снимайте на солнце, в тени, ночью со штатива, со вспышками. Всё получается, всё по взрослому. 

Требуют определённых знаний (выставлять ручные установки). Хорошо бы знать в какую сторону врёт экспозиция и на сколько. Чаще всего это выясняется экспериментально. 

В 1999 я начал снимать на Зенит-122. Тогда это была свежая модель в идеальном состоянии и он делал прекрасные снимки. Сегодня не такой уже не возьму, потому что время превращает советскую фототехнику в тыкву. Общаюсь со многими фотографами, сидящими на ФЭД и Зенит и страдающими непонятно ради чего. Я и сам честно пытался заставить свои ФЭДы выдавать приемлемые фото, но плюнул. 

Примеры фотографий:



Японское и немецкое железо



Отсюда начинается профессиональная плёночная фотография. Японские и немецкие фотоаппараты от 40-х до 80-х годов (как дальномерные, так и зеркальные) позволяют снимать всё что угодно и в любых условиях (при возможности снимать на соответствующую плёнку). В СССР были пределом мечтаний профессиональных фотографов, вынужденных работать на отечественном фотопроме.

Плюсы:
  • всё делается руками: это плюс для понимающих людей;
  • весьма точные экспонометры, некоторые позволяют снимать на слайд;
  • надёжная конструкция;
  • прекрасная сменная оптика;
  • тактильно приятны;
  • сравнительно недорогие (это не точно, цены растут).

Минусы:
  • всё делается руками: нужно знать теорию и матчасть;
  • мануальная оптика (нет автофокуса);
  • неспешная съёмка;
  • фотоаппарат в хорошем состоянии дорогой;
  • много хлама на рынке, от таких фотоаппаратов редко отказываются по доброй воле;
  • тяжёлые;
  • требуют обслуживания (спустя 50-60 лет и не удивительно).

Мои любимые фотоаппараты из этого класса — Olympus серии OM. Я влюблён в эти фотоаппараты и в философию Йошихиса Майтани. Кэнон, Никон, Минолта, Пентакс и другие производители делали столь же классные фотоаппараты, просто с Олимпусами я знаком ближе всего.

Примеры фотографий:



Плёночные зеркалки


Это высший пилотаж, самая передовая плёночная фототехника и мой любимый инструмент. Развитие плёночных фотоаппаратов остановилось на этом классе устройств и лучше ничего больше не придумали. За исключение Leica, о которой чуть дальше.

Выглядят так:


Плёночные зеркалки почти не отличаются внешне от цифровых зеркальных фотоаппаратов. Многое из плёночных зеркалок перекочевало в цифру. 

Плюсы:
  • идеальный экспозамер;
  • идеальная экспозиция;
  • режимы съёмки от полностью автоматического до полностью мануального;
  • прекрасные видоискатели;
  • современная автофокусная оптика, которую можно взять с цифрового фотоаппарата;
  • есть вполне компактные экземпляры;
  • гуманная цена (иногда дешевле советского железа, которое им в подмётки не годится);
  • самое прекрасное состояние, по сравнению с железными фотоаппаратами середины прошлого века.

Минусы:
  • не дают ощущения съёмки на плёнку, для кого-то это минус;
  • зеркальные пленочные фотоаппараты имеют такой же размер, что и их цифровые собратья;
  • сравнительно дорогая профессиональная оптика (ведь она современная).

Эти фотоаппараты снимают идеально. Я не преувеличиваю! Никакой другой фотоаппарат не снимет лучше "современной" плёночной зеркалки. Я говорю "современной", потому что их сняли с производства не так давно. Например, Nikon F6 продавался у дилеров до 2017-го года.

Зеркальные плёночные фотоаппараты бывают профессиональными и любительскими. С кучей промежуточных моделей. Я считаю, что даже самая простецкая плёночная зеркалка уровня Canon EOS 3000 экспонирует плёнку качественнее, чем отвлечённый Nikon F3 (легендарный топовый механический фотоаппарат). При этом полностью электронный Canon удобнее, легче и намного дешевле F3. И к нему подходят все EF-объективы, рисуйте имеющейся оптикой на здоровье! 

Именно на базе Canon EOS 3000v я собрал самый компактный электронный плёночный сетап, который вообще сейчас возможен. У меня 2 таких фотоаппарата, постоянно заряженных разной плёнкой.

Единственный минус этих безупречных плёночных инструментов: вы не почувствуете, что снимаете на плёнку. Зато никаких ограничений: снимайте что угодно, вплоть до самых динамичных сцен (репортаж, свадьба, дети, животные, спорт), если вам позволяет чувствительность плёнки!

Качество и рисунок ваших фотографий в случае с электронной зеркалкой определяет только объектив. Экспозиция, настройки, точность выдержек фотоаппарат берёт на себя и делает своё дело превосходно, насколько это вообще возможно.

Примеры фотографий:


Leica

Немецкая компания Leica до сих пор выпускает дальномерные  плёночные камеры. Актуальные модели для 2021 года: Leica MP и Leica M-A:

Leica MP

Leica M-A

В 2022-м Leica перевыпустила свой бестселлер 1984 года — Leica M6.

Leica M6


Я вынес эти фотоаппараты в отдельный класс. Наверняка вы слышали про Лейки. Считается, что фотоаппараты Лейка — это не просто безупречный инструмент, это произведение искусства и свидетельство статуса владельца. И ещё раз: Лейка в наше время производит плёночные камеры и не собирается останавливаться. 

Когда я обзаведусь таким фотоаппаратом, то дополню статью своими впечатлениями. Отдельной похвалы заслуживает оптика Leica. 

Наверное, к этом классу стоит отнести Contax и Zeiss Icon. Но я не стану этого делать. Ведь эта парочка не выпускает больше фотоаппараты, а Leica разрабатывает и производит новые модели. При этом не отступая от классических принципов Leica: делать лучшие в мире дальномерные плёночные камеры, которыми будут снимать ваши внуки. 


Отлично! Фотоаппарат вы выбрали. Теперь пора выбрать плёнку! Прочитайте наше руководство.

Буду рад увидеть ваши результаты в своём Instagram (@filmozaru). Пишите, отмечайте меня, не стесняйтесь! Очень хочу увидеть ваши фотографии на плёнку!
2021-11-15 13:15 Фототехника