Какой у вас фотоаппарат? Что он может? В каких условиях можно снимать на ваш фотоаппарат, а в каких лучше этого не делать?
Обо мне
Сергей Веснин, плёночный фотограф. Учу фотографировать на фотоплёнку (выбор плёнки, настройки камеры, максимальное качество итогового фото). Инстаграм, Телеграм-канал. Написать мне.
Написанное ниже — моё субъективное мнение. Основанное на моём опыте и на опыте фотографов вокруг. Ваше мнение может не совпадать с моим. Но это не повод изливать яд в комментариях.
Иерархия плёночных фотоаппаратов:
От самых слабых к самым сильным.
Плёночные мыльницы
Выглядят так:
БУ продаются на Авито, стоят от 500 рублей за штуку. Не важно, что написано на камере, они все одинаковые. Выпускаются и по сей день. Мы продаём новые плёночные мыльницы: одноразовые и перезаряжаемые.
Преимущества:
как правило, в рабочем состоянии;
условно бесплатные;
полностью автоматическая, думать вообще не требуется - навёл и снял.
Минусы:
темная оптика;
условный автофокус (от 1 метра до ∞), который, на самом деле, совсем не автофокус, а сплошное мыло на фотографиях;
нет возможности установить руками хоть что-нибудь: коррекцию экспозиции, экспозицию, диафрагму, выдержку, чувствительность плёнки - один сплошной автомат.
Таких фотоаппаратов много. Kanon, Nikon, Fuji, Leica и другие. Все фотографируют +- одинаково.
Плюсы:
светосильная оптика гораздо лучшего качества, чем в мыльницах;
у некоторых моделей есть мануальные установки, коррекция экспозиции;
удобные формат: полноформатная камера в кармане;
автофокус.
Минусы:
завышенная цена, которая надута искусственно;
лотерея при покупке, может быть порван какой-то шлейф, потечь ЖК-дисплей или не работать кнопка, а ремонт не во всех городах и дорогое удовольствие;
оптика отнюдь не топовая, мылит;
это любительская фототехника.
Можно фотографировать на солнце и в тени. В сумерках нужно знать предел своей оптики и желательно иметь мануальный режим со штативом.
Честно говоря, я не понимаю зачем их покупают. Olympus mju II стоит сегодня от 15000 рублей в сносном состоянии. А за проверенные экземпляры просят 50000 и даже больше. За такие деньги можно взять топовую плёночную зеркалку с люксовым объективом. При этом качество фотографии с компактов меня не устраивает.
Примеры фотографий:
Советское
Выглядит вот так:
Называется:
Смена
ФЭД
Зоркий
Зенит
Киев
Прочее
Название, по сути, не важно. Все советские фотоаппараты +- одинаковые.
Плюсы:
недорогие (уже не точно, ибо цены растут);
сменная стеклянная светосильная оптика в металлических корпусах с разными фокусными расстояниями;
можно крутить выдержку, диафрагму, чувствительность, вводить коррекцию экспозиции, фокусироваться.
Минусы:
тяжёлые и громоздкие;
экспономентр, как правило, врёт или умер;
шторки затвора часто светят, мастеров по ремонту мало;
видоискатели - не предел мечтаний (есть исключения);
за давностью лет почти все — хлам, требуют чистки (обслуживания), выдержки на механике сильно врут.
С такой техникой уже можно говорить, что вы фотограф. Снимайте на солнце, в тени, ночью со штатива, со вспышками. Всё получается, всё по взрослому.
Требуют определённых знаний (выставлять ручные установки). Хорошо бы знать в какую сторону врёт экспозиция и на сколько. Чаще всего это выясняется экспериментально.
В 1999 я начал снимать на Зенит-122. Тогда это была свежая модель в идеальном состоянии и он делал прекрасные снимки. Сегодня не такой уже не возьму, потому что время превращает советскую фототехнику в тыкву. Общаюсь со многими фотографами, сидящими на ФЭД и Зенит и страдающими непонятно ради чего. Я и сам честно пытался заставить свои ФЭДы выдавать приемлемые фото, но плюнул.
Примеры фотографий:
Японское и немецкое железо
Отсюда начинается профессиональная плёночная фотография. Японские и немецкие фотоаппараты от 40-х до 80-х годов (как дальномерные, так и зеркальные) позволяют снимать всё что угодно и в любых условиях (при возможности снимать на соответствующую плёнку). В СССР были пределом мечтаний профессиональных фотографов, вынужденных работать на отечественном фотопроме.
Плюсы:
всё делается руками: это плюс для понимающих людей;
весьма точные экспонометры, некоторые позволяют снимать на слайд;
надёжная конструкция;
прекрасная сменная оптика;
тактильно приятны;
сравнительно недорогие (это не точно, цены растут).
Минусы:
всё делается руками: нужно знать теорию и матчасть;
мануальная оптика (нет автофокуса);
неспешная съёмка;
фотоаппарат в хорошем состоянии дорогой;
много хлама на рынке, от таких фотоаппаратов редко отказываются по доброй воле;
тяжёлые;
требуют обслуживания (спустя 50-60 лет и не удивительно).
Мои любимые фотоаппараты из этого класса — Olympus серии OM. Я влюблён в эти фотоаппараты и в философию Йошихиса Майтани. Кэнон, Никон, Минолта, Пентакс и другие производители делали столь же классные фотоаппараты, просто с Олимпусами я знаком ближе всего.
Примеры фотографий:
Плёночные зеркалки
Это высший пилотаж, самая передовая плёночная фототехника и мой любимый инструмент. Развитие плёночных фотоаппаратов остановилось на этом классе устройств и лучше ничего больше не придумали. За исключение Leica, о которой чуть дальше.
Выглядят так:
Плёночные зеркалки почти не отличаются внешне от цифровых зеркальных фотоаппаратов. Многое из плёночных зеркалок перекочевало в цифру.
Плюсы:
идеальный экспозамер;
идеальная экспозиция;
режимы съёмки от полностью автоматического до полностью мануального;
прекрасные видоискатели;
современная автофокусная оптика, которую можно взять с цифрового фотоаппарата;
есть вполне компактные экземпляры;
гуманная цена (иногда дешевле советского железа, которое им в подмётки не годится);
самое прекрасное состояние, по сравнению с железными фотоаппаратами середины прошлого века.
Минусы:
не дают ощущения съёмки на плёнку, для кого-то это минус;
зеркальные пленочные фотоаппараты имеют такой же размер, что и их цифровые собратья;
сравнительно дорогая профессиональная оптика (ведь она современная).
Эти фотоаппараты снимают идеально. Я не преувеличиваю! Никакой другой фотоаппарат не снимет лучше "современной" плёночной зеркалки. Я говорю "современной", потому что их сняли с производства не так давно. Например, Nikon F6 продавался у дилеров до 2017-го года.
Зеркальные плёночные фотоаппараты бывают профессиональными и любительскими. С кучей промежуточных моделей. Я считаю, что даже самая простецкая плёночная зеркалка уровня Canon EOS 3000 экспонирует плёнку качественнее, чем отвлечённый Nikon F3 (легендарный топовый механический фотоаппарат). При этом полностью электронный Canon удобнее, легче и намного дешевле F3. И к нему подходят все EF-объективы, рисуйте имеющейся оптикой на здоровье!
Именно на базе Canon EOS 3000v я собрал самый компактный электронный плёночный сетап, который вообще сейчас возможен. У меня 2 таких фотоаппарата, постоянно заряженных разной плёнкой.
Единственный минус этих безупречных плёночных инструментов: вы не почувствуете, что снимаете на плёнку. Зато никаких ограничений: снимайте что угодно, вплоть до самых динамичных сцен (репортаж, свадьба, дети, животные, спорт), если вам позволяет чувствительность плёнки!
Качество и рисунок ваших фотографий в случае с электронной зеркалкой определяет только объектив. Экспозиция, настройки, точность выдержек фотоаппарат берёт на себя и делает своё дело превосходно, насколько это вообще возможно.
Примеры фотографий:
Leica
Немецкая компания Leica до сих пор выпускает дальномерные плёночные камеры. Актуальные модели для 2021 года: Leica MP и Leica M-A:
В 2022-м Leica перевыпустила свой бестселлер 1984 года — Leica M6.
Я вынес эти фотоаппараты в отдельный класс. Наверняка вы слышали про Лейки. Считается, что фотоаппараты Лейка — это не просто безупречный инструмент, это произведение искусства и свидетельство статуса владельца. И ещё раз: Лейка в наше время производит плёночные камеры и не собирается останавливаться.
Когда я обзаведусь таким фотоаппаратом, то дополню статью своими впечатлениями. Отдельной похвалы заслуживает оптика Leica.
Наверное, к этом классу стоит отнести Contax и Zeiss Icon. Но я не стану этого делать. Ведь эта парочка не выпускает больше фотоаппараты, а Leica разрабатывает и производит новые модели. При этом не отступая от классических принципов Leica: делать лучшие в мире дальномерные плёночные камеры, которыми будут снимать ваши внуки.
Отлично! Фотоаппарат вы выбрали. Теперь пора выбрать плёнку! Прочитайте наше руководство.
Буду рад увидеть ваши результаты в своём Instagram (@filmozaru). Пишите, отмечайте меня, не стесняйтесь! Очень хочу увидеть ваши фотографии на плёнку!