Блог о плёночной фотографии

Все важные фотографии вашей жизни сняты на фотоплёнку

Так получается, что все важные фотографии у нас с вами сняты на фотоплёнку. Почему так?

Я Сергей Веснин, плёночный фотограф. У меня покупают фотоплёнку и сканируют негативы.

Ладно ведь, наши родители и бабушки-дедушки. У них не было айфонов и не было цифровых фотоаппаратов. Но почему у нас с вами, современного поколения, самые важные фотографии тоже сделаны на плёночный фотоаппарат? Или это не так?

Семейные альбомы



Семейный фотоальбом

У меня есть семейные альбомы. Полагаю, и у вас. В них вклеены материальные фотографии. Совсем немного, если сравнить с моим облаком iCloud. Они скорее вехи, нежели каждодневная хроника. Вот мои папа и мама в детском саду, вот уже школьники, затем выпускной. Свадьба, фотографии из отпусков, с друзьями. А вот уже и я лежу укутанный в пелёнку. И всё повторяется: детский сад, школа, институт... Но уже у меня. Теперь я фотографирую сына. Ему 7 лет, а он с интересом разглядывает свои лялечные фотографии в альбоме. 

Надёргал примеров из интернета. 





Это естественный жизненный цикл. Его наглядно видно по семейному альбому. Жизнь бабушек с дедушками, потом родительская и уже моя. Кому-то везёт больше и в фотогенеалогию попадают редкие фото прадедов.


Кто делал эти фотографии? Что-то фотографировал дедушка, какие-то фотографии сняты профессиональным фотографом, была такая традиция... 

Я имею ясное представление о своём младенчестве. У меня есть несколько фотографий. Есть свидетельство, что я был в детском саду, хотя я это и так помню. Есть и школьные фотографий. Совсем чуть-чуть из внешкольного детства, почти всё из Латвии, где жил мой дедушка с фотоаппаратом. Мои родители не фотографировали. Поэтому фотографий повседневного детства у меня нет. Из института два отдельных альбома, ведь тогда я уже заболел фотографией и 3 года жил в обнимку с «Зенит-122». 

А после выпускного провал. Нет фотографий с первой работы и друзей оттуда. Нет наших встреч с однокашниками и одноклассниками. Нет второй работы. Об этом периоде жизни и, надо признать, насыщенном событиями, встречами, знакомствами и эмоциями, периоде, нет ни одной фотографии. Пропало, стёрто из хроники 7 лет жизни. Нет документального подтверждения, что я вообще прожил их. Нет фотографий.

Почему так получилось? Ведь в этом возрасте я каждые полгода менял смартфон и у меня было 2 цифрозеркалки? Не знаю. Были какие-то фотографии, какие-то утраченные сгоревшие жёсткие диски и умершие телефоны. Было ощущение, что раз я могу сделать фотографию в любой момент, то так будет всегда и нет смысла этим заниматься прямо сейчас. В итоге за 7 лет жизни плюс-минус ни одной важной фотографии. Ничего мне от моего самого счастливого периода жизни не напоминает о нём!

А потом хроника снова возобновилась. Поглядим, что тут у нас? Вот первая поездка в Санкт-Петербург. С собой плёночный фотоаппарат, планшет и Canon EOS 5D Mark II. На цифрозеркалку снимал неделю не переставая, на планшет снимал для соцсетей. На плёнку — пару роликов. Вот эти плёночные и живы. Есть альбом. Живы ли 100500+ цифрофоток? Наверняка можно найти. Но просто даже лень искать. И вообще, они не сильно-то мне и понравились ещё тогда. Значит, сейчас и вовсе не зайдут. Слишком уж часто я нажимал на спуск. С плёночными же наоборот, только самый сок. И они мне нравятся! Все. Их можно пощупать. Они существуют!

Так это и работает. Плёночные фотографии живут с нами дальше, остаются в альбомах, запоминаются. Плёночные фотографии — вехи нашей жизни.

Мы фотографируем на айфон каждый свой день, а потом нам лень даже листать этот дневник тщеславия. Лень куда-то сохранять и систематизировать. Нажал кнопку и очистил память. Тысячи фотографий в топку. Не жалко, ведь можно за неделю наделать столько же!

На жестком диске терабайты фотографий, а их даже сортировать противно. Я даже завёл сетевое хранилище, потому что мне уже некуда складывать их. Цифровая фотография не оставляет в наших сердцах ровным счётом ничего. Она не материализуется. Редко-редко кто печатает свои цифровые фото. Да и зачем? У нас 4К-мониторы в метр шириной. Мы разглядим каждый пиксель. Но вот только не разглядываем.

Я по прежнему люблю фотоальбомы. Плёночная фотография существует. Она важна, потому что на ней важные моменты жизни. Плёночные фотографии идут с нами под руку всю жизнь, они и только они останутся на память о нас детям и внукам. Чтобы их рассматривать, не нужно иметь устройство, которое прочитает jpg через 50 лет. 

Такие дорогие фотографии


Со старых плёночных фотографий моего архива на меня смотрят сосредоточенные родственники. Это когда фотограф сказал ждать птичку. 

Встречаются непринуждённые раскованные лица и позы людей, занятых делом. Наверное, это когда фотограф не заставлял позировать или долго настраивал фотоаппарат. 

Но и первые, и вторые, они очень естественные. И очень дорогие для меня.

У меня есть и свой архив: детство, школа, институт, теперь и своя семья. Старые фотографии на Kodak Color Plus и Kodak Gold. Современные на Kodak Pro Image, Kodak Ektar, Kodak Portra, Fuji C200. Свои плёнки я берегу, архивирую и сканирую по мере необходимости.  Что-то есть и на Polaroid.

Сегодня мы к фотографии привыкли настолько, чтобы не замечать фотографа. По правде говоря, у человечества ещё не было такого подходящего времени, чтобы делать непринуждённые фотографии. Очень благодарное для фотографов время. Самое время делать фотографии на века, на которые будут любоваться наши потомки.

Наши жизни наполнены событиями, о которых предки только мечтали. Путешествия, спорт, технологии, невероятно зрелищные праздники, вечеринки... Мы развлекаемся небывалыми способами. Наша жизнь переполнена и ярка. Мы почти не стареем, хорошо выглядим и похожи на обитателей модных журналов. Хронике нашей жизни позавидовал бы Рокфеллер!

Собственно, мы с вами фотографируемся в сотни раз чаще, чем родители и их родители. И оттого так невнимательны к своим фотографиям. Они вроде есть, но по сути это цифровой код, сохранность которого зависит от множества неподвластных нам условий. Инстаграм может однажды отключиться, потому что владельцу наскучит этот бизнес. Интернет вообще живет пока это кому-то нужно. Ваши цифровые снимки с вами до тех пор, пока облако функционирует без сбоев, а жесткий диск не осыпался.

Ваши плёнки живут, пока существуют физически. Пока вы их храните. Как и напечатанные фотографии. И продолжат существовать после вас. Сомневаюсь, что ваши дети и внуки сохранят ваши жесткие диски, аккаунты в соцсетях и архивы в iCloud.

Фотографировать или не фотографировать на фотопленку?


Это личный выбор каждого. Мой опыт показывает, что только плёночное фото что-то значит в наше быстротечное время. 

Нужны ли вам маяки? Хотите ли сохранить какие-то воспоминания? Тогда попробуйте плёночную фотографию. С ней в вашу жизнь придёт осознанная фотография, как часть осознанного потребления. 

Значение пленки чувствуется не сразу. Поначалу это просто интересный процесс и необычные фотографии под ретро. Истинную силу фотоальбома понимаешь с годами. И чем дальше, тем ценнее для вас эти фотографии.

Сейчас вы — студент. Это совершенно естественно для вас, это данность и бытовуха. Но поверьте, через 5-10 лет ваши студенческие будни кажутся чем-то очень счастливым. А через 20 просто миражом, сказкой. Что будет через 30-40-50 я не знаю, не заглядывал. Фотографируй свою жизнь сейчас, чтобы не красть своё будущее счастье. Вот мой стимул снимать на фотопленку. Не считая всех остальных доводов в пользу аналоговой фотографии!
Философия плёнки
Made on
Tilda