Блог о плёночной фотографии

Прошу: не фотографируйте на плёнку в темноте

Прежде чем читать статью, подпишитесь на мой Телеграм-канал. Вы первым узнаете о поступлениях и скидках на плёнку благодаря этому.

Я Сергей Веснин, плёночный фотограф. У меня покупают фотоплёнку и сканируют негативы.

Статья адресована владельцам плёночных мыльниц. Которые оборудованы пластмассовой линзой F3.5-F11, где только автоматический режим съёмки и нет мануальных установок (нельзя выбрать выдержку) и у которых есть маленькая встроенная вспышка.

Вам незачем читать эту статью, если у вас дальномерный или зеркальный фотоаппарат со светосильным объективом, есть хорошая вспышка, вы умеете снимать на длинных выдержках и знаете как обеспечить неподвижность своей техники во время длительной экспозиции.

Тем более незачем читать эту статью тем, кто использует предподъём зеркала и тросик. Вам ночная фотосъёмка более чем показана. Вы даже можете не писать в комментариях, что у вас прекрасно получается снимать на фотоплёнку ночью. Я тоже это умею! 

У меня пригорело: насмотрелся на испорченную плёнку, сканируя ваши заказы. Все испорченные фотографии, за редким исключением, — снимки в неподходящих для фотоплёнки условиях. И когда я говорю про неподходящие условия, речь чаще всего про вечер, сумерки и ночь.

Плёнка сносно переживает пересвет. Некоторым плёнка он даже к лицу. Но вот недосвет фотоплёнка переносит куда хуже!

Минутка сочувствия


Я понимаю как способны зацепить ночные фотографии, сделанные мастерами плёночной фотографии! Кого-то они даже сподвигнули перейти на плёнку! 




Но будьте реалистами: купить мыльницу на Авито и ждать того же результата, какой получают профессионалы на средний кадр или даже форматные камеры, как-то глупо! Правильно экспонировать ночной кадр мыльница вам  не позволит.

На мыльницу не сделать таких снимков! Максимум, на что можно расчитывать без вспышки: 


Со вспышкой:


Это в лучшем случае! Чаще на скане мешанина цветового шума (фиолетовые и зелёные оттенки на лицах), вытянутого из прозрачного от недоствета негатива. 

Если вы движетесь к такому творчеству, то мыльница и плёнка ночью — ваше всё. Если вы хотите получить вразумительное изображение, то меняйте камеру и изучайте технику ночной съёмки.

Давайте ещё раз пробежимся по азам:

  1. Фотоплёнка — она для солнца. Особенно, если у вас недорогая мыльница.
  2. Фотоплёнка номиналом 100 и 200 единиц (Kodak Gold, Kodak Color, Kodak Pro Image, Kodak Portra 160, Kodak Ektar, Fuji C200) — строго для солнца. Особенно... Ну, вы уже знаете!
  3. Фотоплёнка номиналом в 400 единиц (Kodak Ultramax, Kodak Portra 400, Fuji X-Tra, Fuji Pro 400H) — для солнца и тени. Заметьте, не для сумерек и не для, упаси боже, темноты. А для тени и пасмурной погоды. Но днём!
  4. Цветной плёнки чувствительнее 400 единиц нет. Цветной фотоплёнки номиналом 800 единиц не существует. Kodak Portra 800 нужна не для съёмки ночью, а для получения более красочных фотографий, чем на Portra 160 и 400. Вот статья, которая вам объяснит этот парадокс
  5. Профессиональные ночные фотографии сделаны на длинных выдержках со штатива. Либо на сверхсветосильные объективы (F1.4-F1.0) прямыми руками и острым глазом на чувствительную плёнку. В любом случае используется фотоаппарат с возможностью контролировать диафрагму и выдержку. Автоматическая плёночная мыльница НЕ ПОЗВОЛЯЕТ этого!
  6. Для сумерек и темноты есть чёрно-белые плёнки номиналом 3200. Например, Ilford Delta 3200

Я понимаю, что для кого-то сейчас перевернулся мир. И стало грустно. Но такова жизнь. Цветные плёнки требуют много света. Только так их цвет открывается во всей красе. Если экспонировать цветную плёнку в условиях с недостаточной освещённостью, то ей не помогает ни длинная выдержка, ни открытая диафрагма. Цвета получаются бледными, мутными, грязными. И более шумными.

Если вам хочется снимать ночью, то на плёнку это получится только при ярких источниках света. Идеально, если вы снимаете в неоновом свете. Круто, когда вокруг много огней большого города:


У вас не получатся вечерние снимки в парке, дома, в огороде, на пляже и в других местах, если нет источников света. Даже со штатива. Даже на чувствительные плёнки. Даже на светосильный объектив. Т.е., технически вы при должной сноровке зафиксируете действительность. Но не получите свои любимые плёночные цвета и ощущения от фотографий тоже. 


Для тёмных сцен есть чёрно-белые плёнки. Им всё равно в каких условиях экспонироваться. У них один цвет и он всегда получается одинаковым. Если в сцене есть контраст, снимок получится:



Роль фотоаппарата


Здраво оценивайте возможности своего фотоаппарата. Если вы снимаете на объектив со светосилой F1.4, у вас больше возможностей сделать хороший кадр в сумерках, нежели с мыльницей, где фиксированная диафрагма F7.0 (или ещё уже) и пластмасса вместо стекла. 

Если вокруг вас темнеет, а у вас заряжен Kodak Gold 200, откажитесь от снимка. Ничего путного не выйдет. Даже со вспышкой.

У нас в продаже много плёнок. Прочитайте руководство какую плёнку выбрать.

Присылайте мне свои плёночные фотографии в Инстаграм. Будем дружить!
Философия плёнки
Made on
Tilda