Блог о плёночной фотографии

Кто в наше время фотографирует на фотоплёнку

Фотографировать на плёнку сегодня — это как в наши дни слушать виниловые пластинки. Прикольно, но необязательно. Современные технологии сделали необязательными такие материальные вещи. И вообще, молодежь в большинстве своём даже не знает про плёнку и винил

Я Сергей Веснин, плёночный фотограф. У меня покупают фотоплёнку и сканируют негативы. Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, я регулярно публикую важную информацию про плёнку.

До плёнки, как и для винила, сегодня нужно дорасти. И когда я говорю "дорасти", я вовсе не подразумеваю высокий уровень развития фотографа. Это, скорее, эволюционное боковое ответвление, а не вершина. Миллиарды людей фотографируют на цифру, но какие-то миллионы находят удовольствие совмещать цифру с плёнкой или вовсе отказаться от цифры и вернуться к аналоговым процессам. Сегодня я расскажу почему плёночная фотография ещё жива.

Хейтеры плёнки


У плёночной фотографии достаточно хейтеров. Основной предмет нападок хейтеров — это сами фотографии. Хейтеры не видят разницы между цифровой и аналоговой фотографией и не понимают зачем вообще тратить в десять раз больше энергии, если на выходе примерно то же самое, что и с цифрового фотоаппарата. Кстати, они правы на счёт результата. Современные плёнки дают очень достоверное изображение, а сканер делает их цифровыми по сути. А добавьте сюда обработку в Фотошопе! 


На мой взгляд, хейтеры не видят сути. Ключ к пониманию аналоговой фотографии: не ждать от неё результата, а воспринимать как процесс. Помните, как сказал Миямото Мусаси: "У самурая нет цели, только путь...". Там в продолжении про смерть и это уже не подходит по смыслу. А вот если оборвать фразу как сделал я, получится точное описание аналоговой фотографии.

Кто фотографирует на плёнку


Когда фотоплёнку придумали, то её главной функцией было фиксировать действительность. Другого фотоматериала не было (вообще-то были, но плёнка своим удобством и ценой быстро вытеснила всё стальное). Сегодня, сами понимаете, проблем с фиксированием действительности нет. Плёнка для этого точно не нужна. Но для чего тогда она ещё выпускается?

Плёнка выпускается, продаётся и ежемесячно дорожает, потому что её покупают. Каждый фотограф находит в плёнке своё. Довольно большая прослойка аналоговых фотографов заточена именно на итоговое изображение. Но даже отъявленные хейтеры не спорят, что на пути к этому итоговому изображению много труда. Съёмка на плёнку — более трудоёмкий процесс, чём цифровая фотография. Если самостоятельно выполнять все этапы — несоизмеримо более трудоёмкий. 

Трудность съёмки на плёнку — это и есть "путь самурая". В этом пути — сложном и энергозатратном по сравнению с цифрой, — прелесть плёнки. Вам либо нравится этот путь, либо вы его не понимаете. Остальное — схоластика. Человека, которому не нравится возиться с плёнкой, не увлечёшь никаким результатом. А кому это в кайф, не важен результат. 

Человека, которому не нравится возиться с плёнкой, не увлечёшь никаким результатом. А кому это в кайф, не важен результат. 


Хейтерам не интересен процесс, а результат недостаточно увлекает, чтобы мучить себя. Это нормально, все люди разные, а плёнка — это очень специфическое удовольствие, в чём-то даже мазохистское, если разобраться. Теперь поговорим о тех, кто фотографирует на плёнку и получает от этого удовольствие, преодолевая...


Я понимаю аналоговую фотографию как материальный процесс. Физически осязаемая плёнка, её ограниченность в чувствительности и её требования к освещённости убеждают меня в том, что я занимаюсь настоящим делом. Это ощущение усиливается когда я проявляю и сканирую плёнку. Всё это требует реального физического труда. В результате у меня есть негативы, изображения и чувство хорошо проделанной работы. Я потратил на это деньги, время, силы и получил в итоге материальную сущность. Я думал в процессе и от этого материальная вещь стала заметно лучше, чем нематериальные цифровые снимки, где я не чувствую ни трудностей, ни ограничений, ни удовольствия.

В цифровой фотографии я не чувствую ни трудностей, ни ограничений, ни удовольствия. Подозреваю, что я такой не один.


Ещё одна мысль: в 2021 году совершенно очевидно, что у фотографии в социальных сетях нет будущего. ТикТок и YouTube победили Instagram. Видео победило фотографию. Если вы грезите стать известным фотографом, снимайте видео (шутка!). 

Сейчас видео вытесняет фото, как когда-то mp3 на компакт-дисках вытеснил виниловые пластинки. Чтобы снимать видео, не нужен фотоаппарат, это прекрасно сделает iPhone. А значит, если вы хотите продолжать фотографировать, у вас должен быть веский на то довод. Плёнка — один из них. И, подозреваю, это многих подтолкнёт к плёночному фото. Тем более, что сегодня уже не нужно осваивать химию в тёмной комнате, а можно проявить и оцифровать плёнку в фотолаборатории. А сами плёнки делятся на профессиональные и дорогие уровня Kodak Portra 800 и бюджетные массовые вроде Kodak Gold 200. Чёрно-белые — так ещё дешевле.


Не нужно воспринимать плёночную фотографию как секту. Глупо поклоняться ей как идолу. Не стоит сравнивать фотографии с плёнки с цифровыми фото. В этом нет смысла. Как в любом увлечении, в аналоговой фотографии нужен кайф. Если вы не любите бегать, вы не понимаете бегунов. И вас не убеждают их поджарые фигуры. Если вам не нравится процесс плёночной фотографии, вас не убедит результат. Которого, кстати, может и не быть!

Но что я точно знаю, так это то, что вы не узнаете нравится вам плёнка или нет, пока её не попробуете! 

Буду рад увидеть ваши результаты в своём Instagram (@filmozaru). Пишите, отмечайте меня, не стесняйтесь! Очень хочу увидеть ваши фотографии на плёнку!
Философия плёнки
Made on
Tilda